ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека.
Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации.
Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:
- обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;
- разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые отношения;
- профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;
- предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;
- воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.
Школьная служба медиации(далее Служба) – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель деятельности Службы. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.
Задачи деятельности Службы:
- Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, медиативного подхода, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.
- Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов медиативного подхода.
- Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.
- Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Принципы медиации:
- добровольность участия сторон в процедуре медиации;
- равноправие сторон конфликта;
- конфиденциальность;
- независимость и беспристрастность медиатора;
- сотрудничество и конструктивный характер медиации.
Выгоды медиации:
- Ранняя оценка ведет к раннему разрешению конфликта.
- В медиации нет виновных или проигравших спор.
- Медиация не предполагает навязанных кем-либо решений.
- Медиация способствует развитию коммуникативных навыков.
- Медиация направлена не на разрыв отношений, а на их сохранение и развитие.
Основные признаки медиации:
- присутствие медиатора, выполняющего функции посредника;
- присутствие всех сторон, участвующих в конфликте;
- полномочия принятия решения не передаются третьим лицам;
- принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;
- осознание необходимости изменения поведения, чтобы подобное не повторилось в будущем.
Кто может быть стороной в медиации:
- учащиеся
- педагоги
- родители
- администрация
- сотрудники школы
Что может дать медиация школьникам:
- Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
- Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
- Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
- Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
- Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
- Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
- Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Служба медиации