В канун зимних каникул председатель районной организации ОСВОД Туровец М.И. напомнил ребятам об опасности выхода на непрочный лед, о том, что безопасным для человека считается лед толщиной не менее 7 см, рассказал о печальной статистике погибших по неосторожности на водных объектах страны.
Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры.
Необходимость разработки новых учебных технологий в настоящее время является одной из наиболее острых проблем современной педагогики. Учебная технология в сфере медиакультуры должна внести свой вклад в развитие и формирование таких социальных и мировоззренческих качеств, которые необходимы на данном этапе развития общества.
Трудности, связанные с воспроизведением технологии преподавания, связаны с необходимостью распространения специального педагогического опыта. Чтобы овладеть технологией обучения в сфере медиакультуры, учителю необходимо освоить следующие частные технологии:
- организацию благоприятного психологического климата и системы внутренних мотиваций для занятий медиакультурой в малых творческих группах;
- диагностику общего развития подростков, хода учебного процесса и его результатов;
- управление учебно-познавательной деятельностью учащихся (включая аспект практического ориентирования на самостоятельное творчество в сфере аудиовизуальных искусств);
- самоанализ результатов обучения (рефлексия - как для учащихся, так и для самого учителя).
Цели и мотивации учебной деятельности в сфере медиакультуры можно рассмотреть применительно к изучению тех видов массовой коммуникации, которые имеют прямое отношение к комплексу аудиовизуальных искусств.
В наше время продолжается кризис привычной для предыдущих поколений стабильной системы ценностей. Традиции, идеалы, нормы морали и этики - все подвергается пересмотру. Это время предъявляет особые требования к формированию личности, оно заставляет вырабатывать ответственность и самостоятельность в суждениях, умения ставить себе задачи, творчески разрешать их и адекватно оценивать ситуацию, используя информацию из различных источников.
И один из вариантов разрешения этого узла проблем - изучение эстетических аспектов языка средств массовой информации, специфики его функционирования в обществе. Именно это и является областью изучения в учебных программах по медиакультуре для среднего и старшего школьного возраста. («Школьная радиостудия», «Детская журналистика» (для издания школьной газеты, альманаха, сборника творческих работ и т. п.), «Основы экранной культуры», «Программа кружка видеолюбителей» (основы видеосъемки и монтажа), «Школьный видеоклуб», «Основы сценарного мастерства», «Детская телевизионная журналистика»).
В материалах данных учебных курсов сделан акцент на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием. Сам термин "медиакультура" отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналы массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента "присвоения культуры" (термин В.С. Библера), что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в процессе образования.
Освоение масс-медиа как специфической сферы современной культуры предполагает особое внимание к каналам массовой коммуникации (массовая печать, радио, телевидение, компьютерные сети). Поскольку далеко не все ученики изберут профессиональную ориентацию в сфере масс-медиа, это предопределяет неизбежную потерю интереса у большей части учащихся к изучению основ медиакультуры после первых творческих опытов. Для среднего школьного возраста представляется оптимальным поиск такого варианта, который удовлетворял бы всем вышеперечисленным условиям и давал бы возможность вариативного выбора непосредственно для школы (по наличию аппаратуры, педагогов-энтузиастов, желающих работать в этой области, реальных школьных нужд и т. п. Так, например, учитель литературы охотно реализует идею литературного альманаха, учитель мировой художественной культуры поможет ученикам подготовить серию коротких телевизионных сюжетов, посвященных истории и проблемам культуры, учитель информатики реализует проект по созданию WEB-страниц или целого сайта для Интернет). Поэтому оптимальным вариантом для реализации данных учебных курсов представляется использование кружковых и студийных форм работы. Для старшего школьного возраста предложен вариант профессиональной специализации. В целом данный вариант освоения медиакультуры должен способствовать:
- реализации художественно-творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию;
- формированию равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира;
- формированию личной и активизации общественной позиции школьника;
- освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания информации и создания собственных медиатекстов;
- возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции через работу над творческими проектами;
- интенсификации освоения знаний по базовым предметам и формированию целостной, единой картины мира.
Формирование культуры потребления информации происходит через понимание специфики языка средств массовой информации и развитие критического мышления в процессе общения с масс-медиа, понимание возможностей использования дополнительной информации при подготовке по той или иной проблеме (формирование навыка использования телевидения, сетевой информации как дополнительного источника учебной информации). Это определяет необходимость и особую роль формирования медиакультуры современного школьника.
Полезные ссылки
Безопасность детей в Интернете
Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет
Игра "Прогулка через дикий Интернет лес"
Мультимедийный учебный дистанционный курс безопасного пользования ресурсами сети Интернет
1 декабря в рамках реализации проекта «Школа правового просвещения", в рамках республиканской акции «Stop Наркотик» состоялась встреча учащихся с начальником ИДН Вергейчиком С.М.
В ходе беседы Сергей Михайлович рассказал о буллинге и кибербуллинге в подростковой среде, а также дал практические советы, что необходимо делать при травле в школе:
1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
В рамках республиканской акции «Stop Наркотик», проводимая с целью профилактики наркозависимости в молодежной среде, Сергей Михайлович еще раз напомнил ребятам о наказании за деятельность, связанную с торговлей наркотиками. Также поговорили об Интернет-схемах, посредством которых идет распространение наркотических средств, и попытке заработать «легкие деньги».
Ссылка на просмотр видеоматериалов:
В рамках Недели некурения и профилактики употребления наркотических веществ старший оперуполномоченный группы наркоконтроля и противодействия торговлей людьми РОВД Невойт Антон Сергеевич и участковый инспектор РОВД Кузьменко Сергей Сергеевич в своих выступлениях перед учащимися остановились на проблемах наркомании в молодежной среде, половой неприкосновенности, уголовной ответственности за эти преступления.
Дополнительные подразделы:
Количество просмотров: